Психолого медико педагогический консилиум в школе
Утверждаю:
директор МБОУ «Гора-Подольская СОШ»
__________________ Беспалов В.Г.
«_____»___________ 2015 г.
План работы
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
на 2015-2016 учебный год
Цель: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и психического здоровья.
Задачи:
— осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления. Выявление резервных возможностей развития;
— осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения и воспитания. Сопровождение предполагает взаимодействие сотрудников ПМПк, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения;
— оценка динамики в развитии детей;
— обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
— реализация индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся;
— осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Состав ПМПк:
Артемова И.О. – зам. директора
Колтунова С.П. – медсестра школы
Маргита Е.А. – социальный педагог
Домашенко И.И. – педагог-психолог
Новоселова В.В. – учитель нач. классов.
В обязанности членов ПМПк входит:
проведение индивидуального обследование ребёнка специалистами и выработка заключения и рекомендаций в своей области;
участие в заседании по приглашению председателя ПМПк;
контроль за выполнением рекомендаций в своей области путём повторного обследования.
Приглашенные специалисты приносят готовые характеристики или заключения.
В обязанности председателя ПМПк входит:
организация заседаний;
ведение необходимой документации;
связь с членами ПМПк;
доведение решений и рекомендаций до непосредственных исполнителей и родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме.
Работа ПМПк проходит по следующим направлениям:
— диагностическое;
— консультативное;
— психолого-медико-педагогическое сопровождение;
— просветительское;
— экспертное;
— организационно-методическое.
ОтветственныеДиагностическое направление
1.
Наблюдение и обследование вновь поступивших в школу обучающихся, с целью определения дальнейшей помощи.
В течение года
Члены ПМПк
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.
Обследование детей дошкольного возраста, с целью определения коррекционно-развивающей помощи.
до сентября
Члены ПМПк
3.
Выявление готовности ребенка дошкольного возраста к обучению.
март-апрель
Члены ПМПк
Учащиеся
4.
Обследование первоклассников, с целью определения коррекционно-развивающей помощи.
до 15 сентябряЧлены ПМПк
5.
Диагностика и тестирования по вопросам школьной зрелости первоклассников.
до 15 сентября
Члены ПМПк
6.
Обследование эмоционально – волевой сферы обучающихся 5 классов.
сентябрь, октябрь
Члены ПМПк
7.
Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода.
октябрь
Члены ПМПк
8.
Обследование учащихся 4 классов с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения.
апрель — май
Члены ПМПк
9.
Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 10, 11 классов.
февраль-март
Члены ПМПк
10.
Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников школы с целью выявления проблем в развитии и поведении.
по необходимости, по требованию
Члены ПМПк
11.
Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития.
по необходимости,
по требованию
Члены ПМПк
Консультативное направление
РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
1
Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования.
по итогам
диагностики
Члены ПМПк
2
Консультирование родителей по вопросам сопровождения школьников.
до 15 сентября
Члены ПМПк
3
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания
и обучения обучающихся, воспитанников с нарушениями развития.
в течение года
Члены ПМПк
4Консультирование по вопросам подготовки школьников с нарушением развития к школьному обучению.
в течение года
Члены ПМПк
5
Индивидуальные консультации для родителей на тему: «Трудности первоклассников, которые не посещали
детский сад».
в течение года
Члены ПМПк
6
Индивидуальные консультации с родителями по организации обучения с использованием дистанционных технологий.
в течение года
Члены ПМПк
7
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
в течение года
Члены ПМПк
ПЕДАГОГИ
1.
Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.
в течение года
Члены ПМПк
2.
Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющих нарушения в развитии.
в течение года
Члены ПМПк
3.
Индивидуальное консультирование педагогов по организации занятий с детьми, имеющих нарушения в развитии.
в течение года
Члены ПМПк
4.
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
в течение года
Члены ПМПк
5.
Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.
в течение года
Члены ПМПк
6.
Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющих нарушения в развитии.
в течение года
Члены ПМПк
7.
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
в течение года
Члены ПМПк
Учащиеся
1.
Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию со взрослыми и сверстниками
в течение года
Члены ПМПк
2.
Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору.
в течение года
Члены ПМПк
3.
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.
в течение года
Члены ПМПк
Психолого-медико-педагогическое сопровождение
1.
Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума.
в течение года
Педагоги
2.
Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми младшего возраста.
в течение года
педагог-психолог, социальный педагог
3.
Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса.
I полугодие
Педагог-психолог
4.
Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса.
I полугодие
Педагог-психолог
5.
Проведение занятий с обучающимися 4–го класса по предупреждению проблем школьной дезадаптации.
II полугодие
Педагог-психолог
6.
Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска».
в течение года
Педагог-психолог
7.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
в течение года
Педагог-психолог
Просветительское направление
РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
1.
Цикл лекций для родителей будущих первоклассников:
— организация обучения с использованием дистанционных технологий;
— особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения;
— особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения;
— причины и последствия детской агрессии;
— влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности;
— наказание и поощрение в семье;
— трудности будущих первоклассников, которые не посещают детский сад.
сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
март
Члены ПМПк
Члены ПМПк
Члены ПМПк
Члены ПМПк
Члены ПМПк
2.
Проблема адаптации первоклассников в школе.
по графику
Члены ПМПк
3.
Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
по графику
Члены ПМПк
ПЕДАГОГИ
1.
Осуществление преемственности между школой и детским садом в обучении детей на этапе реализации ФГОС.
октябрь
Члены ПМПк
2.
Организации и планированию работы с обучающимися, имеющими нарушения в развитии. Особенности детей с ОВЗ.
по графику
Члены ПМПк
3.
Преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней.
декабрь
Члены ПМПк
4.
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.
октябрь
Члены ПМПк
Учащиеся
1.
Дальнейшее самоопределение выпускников 11 класса.
Выбор профессии
по графику
Члены ПМПк
Экспертное направление
1.
Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.
в течение года
Члены ПМПк
2.
Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений.
в течение года
Члены ПМПк
3.
Экспертная оценка параметров развития обучающихся.
в течение года
Члены ПМПк
4.
Экспертная оценка параметров развития ребенка после первичного и вторичного обследования.
в течение года
Члены ПМПк
5.
Экспертная оценка коррекционной помощи, оказанной ребенку с нарушением развития.
в течение года
Члены ПМПк
6.
Участие в супервизии особых случаев из практики.
по необходимости
Члены ПМПк
7.
Составление характеристик на обучающихся, воспитанников.
в течение года
Члены ПМПк
8.
Экспертиза ИУП, индивидуальных рабочих программ учебной, внеурочной деятельности, учебных предметов.
август-сентябрь
Члены ПМПк
9.
Анализ работы ПМПк за истекший учебный год.
в течение года
Члены ПМПк
Организационно-методическое направление
1.
Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов
в течение года
Члены ПМПк
2.
Составление отчетной документации за прошедший год.
в течение года
Члены ПМПк
3.
Написание характеристик на обучающихся.
в течение года
Члены ПМПк
4.
Написание протоколов ПМПк.
в течение года
Члены ПМПк
5.
Комплектование классов, согласно заключениям ПМПК и заявлений родителей.
август
Члены ПМПк
6.
Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам.
в течение года
Члены ПМПк
7.
Разработка коррекционно-развивающих программ.
в течение года
Члены ПМПк
8.
Разработка рекомендаций по работе с особо трудными детьми.
в течение года
Члены ПМПк
9.
Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения конкретных школьников и их последующая реализация.
в течение года
Члены ПМПк
Темы заседаний ПМПк
Внеплановые консилиумы
Внеплановые заседания консилиума проходят по запросам педагогов,
родителей (законных представителей) по мере необходимости.
Примерная тематика заседаний:
infourok.ru
ПМПК или про то как ставят диагнозы детям – Психолог Пётр Зарубин
Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.
Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:
- сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
- нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
- что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
- какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?
Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.
В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.
Как это все проходит?
Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.
Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.
Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.
Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.
Какие задания дают?
На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.
Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.
Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».
Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?
Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.
Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.
Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.
Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?
А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.
Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?
По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.
Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.
В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.
У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.
Позиция родителей и «вердикты»
Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».
Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.
И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.
Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.
Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.
Позиция учителей и администрации школы
Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.
И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.
Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.
Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.
Что же все-таки радует?
Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.
peter-zarubin.ru
«Опыт организации деятельности школьного ПМПк в условиях общеобразовательного учреждения»
Автор: Кабанова Татьяна Анатольевна
МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения
«Опыт организация деятельности школьного ПМПк в условиях общеобразовательного учреждения»- Кабанова Т.А., педагог-психолог
«Теория без практики мертва, а
практика без теории слепа»
Моё выступление будет состоять из 2 частей: вначале мы повторим теорию организации и проведения школьного ПМПк, затем я познакомлю с опытом работы в нашей школе. Это позволит на нашем примере увидеть, что идёт согласно теории, а что нет.
Всё чаще приходится сталкиваться с детьми, работа с которыми требует комплексного психолого-медико-педагогического подхода: гиперактивные дети, интеллектуально-пассивные, нервные, тревожные , агрессивные и т.д.
Кл.руководителю бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится хорошим поводом и причиной объединить усилия учителей-предметников, классных руководителей, школьную социально-психологическую службу, администрацию школы, представителей общественности, здравоохранения, правоохранительных органов.
Для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются в школе эти дети, а также для выработки адекватных рекомендаций в области психологического, социального и соматического благополучия объединяются и начинают взаимодействовать заинтересованные специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Консилиум школы является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).
Повторим основные подходы к организации ПМПк
Упр. «Две стороны медали» Назовите пожалуйста по очереди:
1 ряд- аргументы сторонников Плюсы консилиума
|
2 ряд- аргументы противников Минусы
|
|
|
В ходе выступления у вас могут появиться новые доводы.
Слайд №1-2
В нашей школе с 1999 года действует школьный ПМПк, который был создан и оформлен приказом директора. Ежегодно его состав обновляется, но в постоянный актив входят: директор школы, зам. Директора по УМР., психолог, социальный педагог, школьная медицинская сестра.
Мы поставили задачу использовать ПМПк для решения проблем детей и семей группы риска и активизировать опережающую поддержку и индивидуальную работу со школьниками.
Основная цель моей психологической деятельности: организовать работу ПМПк так, чтобы стимулировать участников консилиума искать более успешные методы и приёмы помощи ученику.
Проведение ПМПк идёт согласно Положения .
Актив ПМПк стремится повысить активность учителей, родителей, общественности, самих ребят в решении значимых вопросов.
Самое главное в работе ПМПк- это определиться с формой его проведения, составом участников, спрогнозировать результат, чтобы не «заболтать» проблему…
Важно отметить, что план работы школьного ПМПк разрабатывается в августе с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года, включается в общий план работы школы на учебный год и циклограмму деятельности школы.
Слайд № 3 Наиболее интересные темы , которые прошли в школе:
· «Обучение учащихся 6-х классов на основе индивидуально-дифференцированного подхода»
· «Трудности в обучении учащихся 8 класса и пути их преодоления»;
· «Разработка программ воспитательных мер для детей «группы риска с целью коррекции отклоняющегося поведения»
· «Формирование единой образовательной среды с целью адаптации в 1.5,10 классах»
· «Выявление причин, возникших проблем у детей. Состоящих на ВШК, нахождение адекватных способов их преодоления
Консилиум – своего рода совместный анализ педагогической ситуации, с последующим выходом на решение данной проблемы.
В нашей школе ведущим ПмПк является завуч по учебной части. В её обязанности входит:
— устанавливать порядок обсуждения;
— следить за соблюдением регламента и не допускать , чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область эмоциональных реакций.
При анализе и групповом обсуждении каждый участник высказывает свою собственную точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Групповая дискуссия позволяет сопоставить разные точки зрения, наметить деятельность , внести коррективы или вообще изменить планы последующих действий.
Формы общения участников консилиума были самыми разнообразными. В результате обмена мнениями разворачивались товарищеские дискуссии, проявлялась коллективная забота об интеллектуальном росте педагогов, совершенствовались формы их общения.
Интересно, на мой взгляд, остановиться на взаимодействии психологической службы с участниками ПМПк и на её роли в подготовке и проведении консилиума.
Слайд № 4
Проведение консилиума- дело сложное. Привыкнуть к такому виду деятельности, приемлемым способам общения, оформления документации, поиску удобного стиля взаимодействия нелегко. Для эффективного решения проблем детей необходимо соответственно подготовить всех участников ПМПк. Я, как практический психолог, направляю свою деятельность на то, чтобы повысить психологическую культуру. Не зря говорят, садиться надо за стол переговоров (за столом, а не за партами!) И при этом, особое значение придаю психологическим практикумам. Наиболее удачные из них : «Методы оптимизации взаимоотношений с коллегами», «Гуманистический стиль общения педагогов», «Психология педагогического общения», «Как решить проблему?». Помогают настрои «Правила работы в команде»
Как организационно проходит наш школьный ПМПК? Как правило, в методическом кабинете завуча, библиотеке, кабинете. Для участников это важно, т.к. в них уютно, сама обстановка, помогает настроиться на более гуманное и продуктивное взаимодействие. Приглашаем актив и тех, от кого зависит решение вопроса : классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель, родитель, и др.
Для того, чтобы включить участников в активную работу, снять напряжение, предлагаю
различные упражнения, которые вызывают живой интерес, подготавливаю выставку с библиотекарем по обсуждаемой теме. Если первые встречи мы проводили только с администрацией школы и учителями, то сейчас выходим на другие ключевые фигуры, от которых может быть реальная польза (заведующая ДДУ, председатель родительского комитета, участковый, и др.) Всё зависит от сложности поднимаемого вопроса.
Слайд № 5 Частыми в нашей школе являются внеплановые консилиумы, в форме «мозгового штурма». Например: «Как обеспечить разумную дисциплину на уроках биологии?», «Как обеспечить педагогическую поддержку учащихся с минимальным уровнем развития?», «Проблема бродяжничества и попрошайничества детей из малообеспеченных семей» Рекомендации классным руководителям, учителям- предметникам, работа с семьёй по установлению доброжелательных отношений, контроль за успеваемостью и посещаемостью, материальная поддержка и др. всё это помогает решить проблему.
Как осуществляем информационный обмен между всеми участниками консилиума.
Если наиболее проблемная информация поступала от меня – психолога, то я начинала обсуждение, если от педагога или медицинского работника -начинали они. Если все участники консилиума относят данного ученика к числу наиболее проблемных- начинал обсуждение классный руководитель Обычно, консилиум объединяет в себе коллективную диагностику состояния дел в классе (параллели классов)с выходом на их причины и педагогическую коррекцию. В первую очередь он проходит в наиболее проблемных, сложных по успеваемости и уровню воспитанности классах.
Был консилиум по теме: «Обучение учащихся на основе индивидуально-дифференцированного подхода», на который были приглашены родители, ведущий специалист отдела образования. Благодаря групповому обсуждению, предложенным рекомендациям по индивидуальному подходу к отдельным учащимся, осмотру узкими специалистами, переводу на индивидуальное обучение 1 ученика, оформление детей с ЗПР на санаторно-курортное лечение- снята проблема в этих классах.. Если рассматривали вопрос по выяснению причин дезадаптации одного или нескольких ребят, опекаемых, то вырабатываем программу индивидуального сопровождения. Стараюсь вместе с классным руководителем выйти на договорные отношения с ребёнком, познакомить с этапами программы, вместе внести изменения в её содержание, чтобы включить процесс самовоспитания.
Итоги консилиума, с соответствующими рекомендациями, обсуждаются завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом, в рамках его работы по реализации решения консилиума.
Таким образом, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе.
Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам . Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.
Проблематика консилиумов определяется через организацию контроля со стороны социально-психологической службы, администрации, который позволяет ненавязчиво со стороны наблюдать и выявлять проблемы, требующие решения.
Слайд № 6
Плановые консилиумы посвящены анализу процесса адаптации в 1,5, 10 классах, построению программ индивидуального сопровождения детей, стоящих на учёте ВШК и ПДН
Выявились следующие проблемы:
Проблемы 1 класса |
Проблемы 5 класса |
Проблемы 10 класса |
Низкая сплочённость детского коллектива |
Сложности в межличностных взаимоотношениях и низкий статус в классном коллективе у 7 (30%) выявлен у неуспешных и неуспевающих учащихся. |
Лишь 14% не испытывают в школе чувство тревоги и гнева. |
Низкий уровень лабильности у 14 учащихся (80%), что предполагает инертность поведения, низкую приспосабливаемость, медленный темп выполнения заданий. |
Страх самовыражения у 58% учащихся |
72 % класса избегает неудачи, т.е. не уверены в себе, боятся критики. Испытывают отрицательные эмоции при учебных трудностях и затруднениях.
|
Среднеслабая и слабая нервная система у 8 учащихся (47%) |
Страх ситуации проверки знаний у 52% учащихся |
44% не релизуют учебные мотивы в поведении |
Задания на установление лочической законамерности вызывают затруднение |
Чувство гнева в школе испытывают 60% учащихся |
|
Родители не видят трудностей в адаптационный период |
Несколько сниженная познавательная мотивация у 35% и отрицательное отношение к учению у 20% учащихся |
|
2 леворуких ребёнка
|
|
|
Были даны рекомендации: Продолжить формирование адаптационной среды в 1-х,5-х, 10-х классах, формирование классных коллективов. Учителям создавать атмосферу принятия доброжелательности, контролировать уровень нагрузки, использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, элементы проблемного обучения. Изучить причины трудностей в обучении и поведении. Составить индивидуальные программы сопровождения для детей с ШДА.
Результатом работы ПМПк явилось:
— разработка индивидуальных программ сопровождения учащихся с ШДА- 5 человек;
— определение программы обучения учащихся с ОВЗ- 9 человек
— стационарное лечение- 5 человек;
— санаторно-курортное лечение- 2 человека;
— оказание материальной помощи- 9 человек
Слайд № 6
Разработка стратегии помощи
При написании итогового документа-заключения, руководствуемся следующими вопросами:
- Какого рода помощь требуется школьнику или классу?
- Какую воспитательную работу желательно с ним/и осуществлять?
- Какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?
- Какую работу могут взять на себя участники консилиума?
- Какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?
- Что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?
Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педагогических совещаниях при директоре, МО классных руководителей. Благодаря такому подходу снизилось количество детей, стоящих на различных видах учёта.
Реализация и контроль рекомендаций ПМПк осуществляется председателем и ответственными исполнителями.
Но не все решения ПМПк достигают поставленных целей, поэтому необходима серьёзная работа над качеством его проведения.
Результатом проведённых консилиумов считаем степень комфортности, успешности, безопасности детей в школе, семье, посёлке. Были взлеты и падения активности.
Сложившаяся система работы социально-психологической службы по коррекционно-развивающему направлению позволяет систематически отслеживать результаты работы, корректировать их по итогам мониторинга.
Слайд № 7 Рассмотрим примеры школьных ПМПк
1. Консилиум «Адаптация 1,5,10 кл.»
План по Адаптации, методические рекомендации
Создается проблемная карта класса, в которой фиксируются все особенности учащихся , выявленные проблемы и пути решения, рекомендации по их коррекции.
№ |
Ф.И.учащегося |
Индивидуальные особенности |
Пути решения |
1 |
Архипов С. |
|
|
2 |
Барышева М. |
|
|
Слайд № 8
2. Консилиум «Трудный класс»
Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся; выявление их причин; разработка учебно-воспитательных мер по их устранению.
содержание |
сроки |
ответственные |
Оказать помощь кл.руководителю. Дать сильного наставника из референтных лиц- учителей класса. Контролировать его деятельность |
|
Администрация |
Привлечь к занятиям психологической гимнастики трудных уч-ся класса |
|
Психолог |
Тщательно готовиться к внеклассным мероприятиям, приобщать трудных ребят |
|
Кл.руководитель |
Взаимопосещение. Разработка единых требований. Обогащение методики, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения пед.этики |
|
Зам по УМР |
Решить вопрос о замене учителя рус.языка и литературы |
|
Директор |
Слайд №9
3. Консилиум «Неуспевающий ученик»
Цель: коллективное разработка мер инд.подхода к ученику в целом.
Задача психолога: помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность его поведении. Главное- обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой .
Опасность- жёсткое и однозначное мнение о ребенке. Изменить мнение не просто. Преодолеть предвзятость мнения и установку очень сложно. Нужно показать ребёнка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные стороны. «Для того, чтобы наладить контакт ребёнком, надо отношения на основе сегодняшних задач, а не навешивать старые ярлыки».
Важно пробудить у учителя сомнение в верности оценки ребенка и правильности своих педагогических действий. Подвести его примерно к таким вопросам и рассуждениям:
«А если, разобраться серьёзно. Что делали с ребёнком? Прорабатывали и все. Поговорили хоть раз по душам без упрёков? Поинтересовались его жизнью, и т.д. Из- за своей загруженности учителя склонны к однозначной оценке, с трудом меняют установку. Психолог же снимает всякую оценку с ребёнка, мы должны помочь ему в чем-то поддержать, исправить и т.д., а не отправлять быстрее менять программу обучения на территориальную ПМПК, сняв с себя проблемы.
Разработка стратегии помощи конкретному ученику
Участники консилиума отвечают на вопросы:
- какого рода помощь требуется школьнику?
- какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?
- какую работу могут взять на себя участники консилиума?
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?
Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.
3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа — протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку
Плюсы ПМПк |
Минусы |
|
В консилиум часто поступают запросы от классных руководителей и учителей-предметников на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником…». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы специалистам ПМПк. Только совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении |
Консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей
|
Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной 25 судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть: — неполное или искаженное отражение ситуации развития; — неграмотное использование специальной терминологии; — отсутствие анализа и обобщения проблемы; — излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность; — отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме; — отсутствие или подделка подписей ответственных лиц. |
при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. |
|
Для эффективности работы составлены:
- План работы психолого-педагогического консилиума на 2015-16 учебный год;
- Программа психолого-педагогического сопровождения «Преемственность и адаптация 1,5,10-е кл.»
- банк данных здоровья учащихся;
- мониторинг развития класса;
- индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
- психолого-педагогические карты первоклассников;
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:
- старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
- разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
- проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;
- защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
- выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;
- выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;
- проводит семейную реабилитацию.
Консилиум работает, результаты есть.
comments powered by HyperComments
solncesvet.ru
Учебно-методический материал на тему: Протоколы ПМПк
МБОУ «Шелаболихинская ООШ»
ПРОТОКОЛ № 1
психолого-медико-педагогического консилиума
Повестка ПМПк:
— утверждение состава и плана ПМПк на 2016-2017 учебный год;
— инструктаж по выполнению функциональных обязанностей членов школьного ПМПк;
— комплектование списков учащихся с ОВЗ, согласно заключениям ПМПК и заявлений родителей.
Дата проведения: 29 августа 2016г.
Присутствовали: Акатьева Н.В., Акатьева Т.А., Боркова О.И., Коврова Н.А.
Отсутствовали: нет
Обсуждаемые вопросы:
По 1 вопросу выступила председатель консилиума Акатьева Н.В.
Она ознакомила присутствующих с направлениями работы ПМПк, тематикой и графиком заседаний консилиума (см. приложение №1).
По второму вопросу члены ПМПк распределили между собой обязанности и ознакомились с инструкциями по выполнению функциональных обязанностей (см. приложение №2).
По 3 вопросу были скомплектованы списки учащихся с ОВЗ (см. приложение №3).
Принятые решения:
- Утвердить состав и план работы ПМПк на 2016-2017 уч.год и предоставить директору школы Т.М. Макеевой для рассмотрения и утверждения в срок до 30.08.2016г.
- Выполнять свои функциональные обязанности согласно инструкциям.
- Скомплектованные списки учащихся с ОВЗ предоставить директору школы Т.М. Макеевой для утверждения приказом в срок до 30.08.2016г.
Председатель ПМПк: _________________________
Члены ПМПк: _______________________________
____________________________________________
____________________________________________
МБОУ «Шелаболихинская ООШ»
ПРОТОКОЛ № 2
психолого-медико-педагогического консилиума
Повестка ПМПк:
— проведение экспертизы ИУП, индивидуальных рабочих программ, рабочих программ учебной, внеурочной деятельности;
— выделение учащихся «группы риска».
Дата проведения: 19 сентября 2016г.
Присутствовали: Акатьева Н.В., Акатьева Т.А., Боркова О.И., Коврова Н.А.
Отсутствовали: нет
Обсуждаемые вопросы:
По 1 вопросу выступила председатель ПМПк Акатьева Н.В., завуч школы. Она зачитала список рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности, которые составлены в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и УО (интеллектуальными нарушениями» (см. приложение №1).
Наталья Викторовна довела до сведения присутствующих, что все программы имеются в наличии, прошли соответствующую процедуру утверждения и выставлены на официальном школьном сайте.
По 2 вопросу заслушали Коврову Н.А., временно исполняющую обязанности классного руководителя 1 класса. Неля Александровна доложила, что по наблюдениям за детьми-первоклассниками определилась условная «группа риска», в которую вошли 2 ребёнка. Со слов Ковровой Н.А. требуют пристального внимания Украинцев А., Зарипов С.
Как классный руководитель 4 класса Неля Александровна обратила внимание консилиума на вновь прибывшего ребёнка – Лось Веронику, которую также можно отнести к «группе риска». Необходим контроль за всеми вышеназванными детьми как со стороны классных руководителей, так и со стороны инспектора по защите прав детства и педагога-психолога.
Принятые решения:
- Принять во внимание список рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ и УО (интеллектуальными нарушениями).
- Определить «группу риска» вновь принятых учащихся в составе: Украинцева А. – 1 класс, Зарипова С. – 1 класс, Лось В. – 4 класс.
- Классным руководителям 1 и 4 классов, педагогу-психологу составить план коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска» в срок до 30.09.2016г.
Председатель ПМПк: _________________________
Члены ПМПк: _______________________________
____________________________________________
____________________________________________
МБОУ «Шелаболихинская ООШ»
ПРОТОКОЛ № 3
психолого-медико-педагогического консилиума
Повестка ПМПк:
— адаптационный период учащихся 1-х и 5-х классов. Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития;
— преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней. Выявление проблем адаптационного периода.
Дата проведения: 28 октября 2016г.
Присутствовали: Акатьева Н.В., Акатьева Т.А., Боркова О.И., Коврова Н.А.
Отсутствовали: нет
Обсуждаемые вопросы:
По 1 и 2 вопросам выступили председатель ПМПк Акатьева Н.В. и педагог – психолог Акатьева Т.А. Выступающие отметили, что в течение 1 четверти велась работа по сопровождению учащихся 1 и 5 класса во избежание процессов дезадаптации. Одновременно работа велась с родителями (законными представителями) и педагогами, работающими в этих классах.
По итогам проделанной работы были составлены аналитические справки по каждому классу. Акатьева Н.В. ознакомила присутствующих с содержанием справок (см. приложения №1, №2).
Принятые решения:
- Принять к сведению озвученную информацию.
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в 1 классе.
- Рекомендовать учителям-предметникам 5 класса:
— создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ребёнка.
— систематически проводить работу по формированию сознательной дисциплины в
классе, формированию навыков культуры труда.
4. Рекомендовать педагогическому коллективу планировать и проводить работу, направленную на повышение познавательной мотивации, развитие интереса к учебным предметам.
Председатель ПМПк: _________________________
Члены ПМПк: _______________________________
____________________________________________
____________________________________________
МБОУ «Шелаболихинская ООШ»
ПРОТОКОЛ № 4
психолого-медико-педагогического консилиума
Повестка ПМПк:
— оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ за I полугодие;
— динамика развития обучающихся с инвалидностью в процессе обучения и воспитания;
— изменения в организации обучения ребёнка с инвалидностью Жлоба А.
Дата проведения: 12 декабря 2016 г.
Присутствовали: Акатьева Н.В., Акатьева Т.А., Боркова О.И., Коврова Н.А.
Отсутствовали: нет
Обсуждаемые вопросы:
По первому вопросу выступила председатель ПМПк Акатьева Н.В., она проанализировала качество коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ за I полугодие (Приложение № 1). Наталья Викторовна доложила о проходившей в ноябре тематической проверке комитета Администрации Шелаболихинского района по образованию «Организация работы школы с детьми с ОВЗ» и зачитала аналитическую справку. По итогам проверки сделано заключение комиссии об эффективности данной работы в школе.
По второму вопросу заслушали учителей: Демидову Н.М., кл.рук. инклюзивного 7 класса, Боркову О.И., кл.рук. инклюзивного 6а класса, Макееву Т.М., учителя надомного обучения, Акатьеву Т.А., учителя надомного обучения. Педагоги представили членам ПМПк бланки актуального опыта учащихся с ОВЗ и карты контроля, заполненные по итогам 1 полугодия. Благодаря документам была выявлена динамика развития детей с инвалидностью, находящихся на надомном обучении и на обучении в инклюзивных классах.
По 3 вопросу слушали классного руководителя 6а класса Боркову О.И., которая сообщила, что родители класса ходатайствовали перед администрацией школы об изменении условий обучения ребёнка с инвалидностью Жлоба Анастасии в связи с неадекватным поведением. Анастасия прошла обследование психиатра и согласно решению ВТЭК девочке было определено надомное обучение.
Председатель ПМПк Акатьева Н.В. довела до сведения присутствующих, что условия обучения для Жлоба Анастасии изменены с 12.12.2016 г. Вся необходимая документация готова.
Принятые решения:
- Признать коррекционно-развивающую работу с учащимися с ОВЗ эффективной.
- Отметить качественную работу классных руководителей инклюзивных классов: Демидовой Н.М., Борковой О.И., учителей надомного обучения Акатьевой Т.А., Макеевой Т.М. в связи с положительной динамикой развития обучающихся детей с инвалидностью.
- Определить учителями надомного обучения ребёнка с инвалидностью Жлоба А. Макееву Т.М., Акатьеву Т.А.
- Классному руководителю Борковой О.И. довести до сведения родителей Жлоба А. всю необходимую информацию в срок до 13.12.2016 г.
- Учителям Макеевой Т.М., Акатьевой Т.А. представить рабочие программы для согласования и утверждения в срок до 20.12.2016 г.
Председатель ПМПк: _________________________
Члены ПМПк: _______________________________
____________________________________________
____________________________________________
МБОУ «Шелаболихинская ООШ»
ПРОТОКОЛ № 5
психолого-медико-педагогического консилиума
(внеплановый)
Повестка ПМПк:
- Изучение рекомендаций по индивидуальной по программе реабилитации ребёнка-инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико–социальной экспертизы.
- Определение направления оказания необходимой помощи данному ученику в рамках учебного заведения.
Дата проведения: 09 января 2017г.
Присутствовали: Акатьева Н.В., Акатьева Т.А., Боркова О.И., Коврова Н.А.
Отсутствовали: нет
Обсуждаемые вопросы:
По 1 вопросу выступила председатель консилиума Акатьева Н.В.
Она доложила, что в школе появился ещё один ребёнок с инвалидностью (сахарный диабет) Коряковцева Софья, ученица 2 класса. Наталья Викторовна ознакомила присутствующих с рекомендациями по программе реабилитации ребёнка-инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико–социальной экспертизы.
Доложила, что от родителей Софьи поступило заявление с просьбой организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.
По второму вопросу члены ПМПк определили направления оказания необходимой помощи Коряковцевой Софье.
Принятые решения:
- Определить ответственных психолого-педагогического сопровождения ребёнка с инвалидностью Акатьеву Н.В. и Акатьеву Т.А.
- Акатьевой Н.В., Акатьевой Т.А. составить программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка с инвалидностью в срок до 15.01.2017г.
- В связи с отсутствием в школе медицинского работника поручить классному руководителю Акатьевой Н.В. осуществлять ежедневный контроль за самочувствием ребёнка в школе.
Председатель ПМПк: _________________________
Члены ПМПк: _______________________________
____________________________________________
____________________________________________
nsportal.ru
«Школьный ПМПк» — Всем учителям
МОУ ИРМО «УРИКОВСКАЯ СОШ»
Доклад: «Роль школьного ПМПк в реализации Закона об образовании РФ»
Подготовила: учитель-дефектолог
Назаренко Марина Ивановна
«Через активную организацию в школе учение придёт к
умению войти в жизнь»
Л.С. Выготский.
Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным, но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Поэтому учителя стараются подобрать ребёнку индивидуальный подход, основанный на знании особенностей его психических процессов и личности в целом. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить неудачи в обучении, это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребёнка нервно-психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.
Непрерывным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа со специалистами – это психологи, дефектологи, логопеды, социальные работники, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов и родителей.
В настоящее время большое внимание уделяется созданию в образовательных учреждениях условий для полноценного личностного развития обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач и функций является ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). ПМПк открывается при образовательных учреждениях приказом руководителя образовательной организации при наличии специалистов.
(2 слайд)
Психолого-медико-педагогический консилиум – это – необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы, которое осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагогов, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении. Термин «психолого-медико-педагогический консилиум» активно вошел в педагогический язык в 2000 году, когда вышло письмо министерства образовании РФ, регламентирующее его работу в образовательных учреждениях.
(3 слайд)
Консилиум осуществляет свою деятельность с нормативными документами разных уровней, которые представлены на слайде:
Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Федеральным законом «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ.
Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 23.11.2001 г. № 1-16.
Положением о ПМПк конкретного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности. Важно отметить, что Положение о ПМПк утверждается на заседании коллегиального органа образовательного учреждения с указанием в протоколе заседания пункта о его рассмотрении и даты.
Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося.
Договором между ПМПк и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)
(4 слайд)
Целью ПМПк является — обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
(5 слайд)
Основные задачи ПМПк.
— Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии.
— Выявление потенциальных возможностей развития ребёнка, разработка рекомендаций для учителя для обеспечения индивидуального подхода к ребёнку.
— Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
— Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности.
— Организация взаимодействия между педагогическим составом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.
(6 слайд)
Основные функции ПМПк
— Проведение углублённого психолого-медико-педагогического изучения ребёнка на протяжении всего периода его обучения в школе.
— Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей её коррекции.
— Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
(7 слайд)
Основные принципы сопровождения ребенка в условиях школы
рекомендательный характер советов сопровождающего участникам процесса сопровождения — последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка;
«на стороне ребенка» в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
непрерывность сопровождения – специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка тогда, когда проблема будет решена или подход к ее решению будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например, ребёнок-инвалид, дети с особыми образовательными потребностями), должны быть обеспечены непрерывным сопровождением;
мультидисциплинарность сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.
(8 слайд)
Организация работы ПМПк:
Работа консилиума осуществляется по плану:
Не менее 4 плановых рабочих цикла в год (определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута, динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы, решение вопроса об изменении образовательного маршрута и содержания коррекционно-развивающей работы по завершению учебного года).
Внеплановые консилиумы (проводятся по запросу специалистов, родителей): принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности.
(9 слайд)
В ПМПк ведётся следующая документация:
— годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
— журнал записи детей на ПМПк;
— журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
— карты (папки) развития ребёнка;
— список специалистов консилиума, расписание их работы;
— архив ПМПк.
(10 слайд)
В состав ПМПк входят:
председатель ПМПк – заместитель директора по воспитательной работе
педагог-психолог,
учитель-логопед
учитель-дефектолог
школьный медицинский работник,
классные руководители,
социальный педагог,
приглашенные учителя-предметники,
родители (законные представители) учащихся
Для обследования ребёнка на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
-выписка из истории развития ребёнка.
-педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога, работающих с ребёнком.
— свидетельство о рождении
— при необходимости: рисунки, поделки, результаты самостоятельной деятельности.
(11 слайд)
Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями обучающихся. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учётом возрастной физической нагрузки на ребёнка в присутствии родителей (законных представителей).
(12 слайд)
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации. На основании полученных данных коллегиально составляется заключение ПМПк и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей. По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями, даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Далее, на основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа. Происходить это может в форме специальных занятий, индивидуальных консультаций, включением в активную учебную и внеучебную деятельность. Оказывается необходимая логопедическая, дефектологическая, педагогическая помощь в соответствии с разработанной индивидуальной программой.
На каждом последующем заседании консилиума часть времени необходимо посвятить обсуждению динамики развития учеников, прежде рассматриваемых на консилиуме. В том случае, если специалисты школьного консилиума приходят к выводу, что школа не в состоянии решить сложные комплексные проблемы ребенка, ему требуется более специализированная помощь, то родителям рекомендуют обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию).
(13 слайд)
ПМПК – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребёнка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или не возможности обучения, для определения наилучшего образовательного маршрута с особыми образовательными потребностями. Это более серьёзная структура, которая создаётся на основании приказа по согласованию с департаментом образования и науки. Данные учреждения в отличие от консилиума имеют официальное юридическое полномочие выставлять медицинский диагноз. На основании данного диагноза комиссия осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливает психолого-педагогический и медицинский статус ребенка.
При направлении в ПМПК (комиссию) председатель школьного ПМП (консилиума) передает родителям перечень документов для дальнейшего обследования. Комиссия выдает родителям заключение с рекомендациями по выбору дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
(14 слайд)
В заключении остаётся только добавить, что это две разные структуры по составу, задачам и осуществляемой деятельности! Общее у них только одно – помочь детям с проблемами в обучении осилить образовательную программу. Заключение как ПМПК так и ПМПк носят строго рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за родителями.
(15 слайд)
Спасибо за внимание!!!
multiurok.ru
ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности
Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ.
Школьная неуспешность обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребенку, с его возможностями. Возникающие, в случае такого несоответствия, трудности обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их нельзя игнорировать. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.
Проведенные психологические исследования неуспевающих учащихся выявили у них пониженную способность к усвоению знаний, умственная деятельность характеризуется недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает интуитивно- практическое мышление над словесно-логическим.
Причины этих трудностей могут носить различный характер, например, психологический или социальный. Поэтому и работа строится по-разному.
Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа со специалистами — это психологи, логопеды, социальные работники, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.
Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач и функций является ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).
Цель ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и социум детей и подростков с индивидуальными особенностями в развитии.
Задачи, решаемые консилиумом:
- выявление характера и причины индивидуальных особенностей в поведении и учебе учащихся
- достоверная диагностика интеллектуальных, психологических и физических особенностей в развитии детей и подростков
- разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции их развития
- консультация в решении сложных и конфликтных ситуаций
- контроль эффективности разработанных мероприятий
Функции ПМПК:
- экспертно-диагностическая
- информационно-аналитическая
- организационная
- методическая
- консультативная
- функция сопровождения
- просветительская
Состав консилиума формируется с учетом его цели – постоянный с привлечением дополнительных специалистов, а также с приглашением учащихся и их родителей.
Постоянный состав: школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель, воспитатель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В зависимости от решаемых вопросов состав может быть дополнен приглашенными специалистами: логопедом, инспектором ИДН, родителями, опекунами, врачами-специалистами, специалистом ОМЦ, директором, специалистами психологических служб различных уровней (например, муниципального, городского ПМПК).
Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПК.
Психолог:
осуществляет консультирование учителей и родителей по вопросам организации помощи учащимся группы учебного риска, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
Данные содержат:
- описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в период сбора информации
- обозначаются сферы психологической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями
Психологическое заключение для консилиума содержит:
- результаты диагностики, наблюдения
- опрос родителей, педагогов
- заключения по консультациям
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностей школьников:
- физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок
- факторы риска нарушения развития (наличие в прошлом и на момент проведения консилиума заболеваний, травм, хронических заболеваний)
- характеристика заболеваний за последний год
Социальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:
- сведения о родителях, тип семьи
- стиль воспитания в семье
- взаимоотношения родителей и детей в семье
- обеспеченность семьи
Логопед освещает результаты речевого развития на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы учебного риска.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе организуют взаимодействие учителей, родителей, психологической службы по ликвидации школьной неуспешности учащихся в форме психолого-медико-педагогического консилиума, осуществляют контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации педагогической запущенности учащихся, за деятельностью классного руководителя по взаимодействию с семьями учащихся.
Председатель ПМПК определяет круг обсуждаемых вопросов.
Первичный прием документов на ПМПК:
- заявка на проведение от родителей, администрации, учителя, классного руководителя
- Свидетельство о рождении
- Копии заключений специалистов (приложения № 1, 2, 4)
- Педагогическое представление на ребенка, написанное классным руководителем (воспитателем), работающим с ребенком (приложение № 3)
- Образцы письменных работ по русскому языку, математике, рисунки, продукты самостоятельной деятельности ребенка
- Выписка из истории развития ребенка (амбулаторной карты) с заключением участкового и других врачей
На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей). Допустимо консультирование обратившихся подростков старше 12 лет.
Консилиум проводится в несколько этапов:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Подготовительный этап включает в себя изучение состояния учебно-воспитательного процесса в классе, психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных, проблемных детей, общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе, беседы с классными руководителями, учителями, подготовка карты класса с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога, педагога, медика, социального педагога, согласование хода консилиума и условий его проведения.
Основная часть консилиума проводится по общей схеме:
- анализ первичной информации, коллективное изучение индивидуальных особенностей обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и учебного процесса
- выявляются причины, вызывающие затруднения у учащихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению причин
- коллегиальное обсуждение результатов обследования
- анализ поступивших предложений
На заключительном этапе производится письменное оформление рекомендаций в виде заключения, представление заключения и рекомендаций родителям (законным представителям). Заключение консилиума включает в себя: психологический, педагогический, социальный, медицинский статус школьника на момент обследования; особенности развития на момент обследования; содержательную наполненность стратегии его сопровождения в процессе обучения; Формы сопровождения школьника психологом, школьным медиком, классным руководителем, а также сроки сопровождения.
Документация консилиума:
- Приказ об организации консилиума
- Положение о ПМПК
- План работы
- Журнал регистрации заявок (приложение №6)
- Информационные карты данных на ученика, каждого участника консилиума — медицинского работника, психолога, логопеда, социального педагога, завуча
- Заключение — итоговый документ консилиума
- Журнал наблюдения за динамикой развития ребенка
Осуществляя контроль за эффективностью разработанных на заседаниях ПМПК мероприятий, наблюдая за динамикой развития ребенка, полезно отмечать, поощрять малейшие удачи ученика в учебной деятельности, главное – не дать закрепиться новым неудачам. Следует обращать внимание на обоснование оценки, которую получает неуспевающий ученик, а также на выделение критериев, по которым идет оценивание ответа.
Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе.
urok.1sept.ru
Школа заставляет пройти ПМПК – что делать?
Вопрос:
Мой ребенок учится в 3 классе, он гиперактивный. Нас школа заставляет пройти ПМПК, так как из-за своей активности ребенок не успевает в учебе. Учителя относятся к ребенку с негативом, не хотят заниматься с ним. Со своей стороны мы помогаем ему в учебе как можем. Ребенок не стоит нигде на учете. Имеет ли право школа направить нас на ПМПК и отправить нас в коррекционую школу? Имею ли я право перевести ребенка в другую школу (мы живем в селе, другая школа находится за 18 км от нас)?
Отвечает юрист Анна Басова:
Школа не имеет права настаивать ни на прохождении психолого-медико-педагогической комиссии, ни на направлении Вашего ребенка на обучение в специализированное учреждение.
В то же время необходимо понимать, что ПМПК функционирует не с целью создания ограничений для детей с особенностями развития, но с целью своевременного выявления проблем и предоставлении рекомендаций по оказанию им помощи, в том числе в вопросах обучения (п. 2 Положения о ПМПК, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082).
Обcледование в ПМПК осуществляется для получения рекомендаций по индивидуальному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые помогут ему лучше адаптироваться в его окружении (например, помощь тьютора, предоставление специальной литературы и т.п.).
В заключении ПМПК не указывается, какую именно образовательную организацию (или даже вид образовательной организации) следует посещать ребенку, а лишь даются общие рекомендации по обучению и воспитанию, что также свидетельствует о невозможности для ПМПК прямо указывать на необходимость посещения специализированного учреждения. В то же время данные рекомендации одновременно являются основанием для создания школой индивидуальных условий для Вашего ребенка.
Иначе говоря, образование детей с особенностями развития может осуществляется как в специализированном, так и в общеобразовательном учреждении; выбор при этом остается за родителями.
Также нужно отметить, что сведения о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну (п. 1. ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Информация о результатах обследования не может быть никому предоставлена без Вашего согласия, однако при наличии указанных Вами нюансов в развитии ребенка мы все же рекомендуем пройти ПМПК с целью создания оптимальных условий для его обучения.
Что же касается перевода в другую школу, Вы также имеете право обратиться туда с заявлением, и при наличии свободных мест школа обязана Вас принять. В случае же отсутствия свободных мест необходимо обратиться в департамент образования муниципального района с просьбой подобрать другую школу, в том числе со специальными условиями обучения (если необходимо) (п. 5 Порядка и условий осуществления перевода обучающихся…», утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177).
www.osoboedetstvo.ru